суббота, 27 февраля 2016 г.

Восприятие фильма... чтобы досмотреть до конца хватило сил с первого раза

Я - киноман. И к настоящему моменту посмотрела более тысячи фильмов, а может более двух тысяч - я не вела подсчет, а сейчас уже восстановить количество сложно. Да и не это главное. Занятно то, что я заметила, можно сказать, сакральную закономерность времени, присущую каждой киношке.

Кадры из фильмов размещены просто так - ради интереса - и к тексту отношения не имеют)))


Часть 1.
30 минут - это некий рубеж, после которого фильм, который совсем не заинтересовал зрителя, будет наверняка отправлен в корзину на компьютере, или просто остановлен-удален-выброшен (нужное подчеркнуть). Исключение - если вас отвлекли - кот, родители, дети, жены, мужья... И вот тут кроется второй секрет: если фильм за прошедшие 20-30 минут зацепил по-настоящему, вы к нему вернетесь сразу после решения бытовой проблемы. Если нет - он переместится - по личному опыту - в папку "Недосмотренное кино" и тихо будет ждать своего часа, который может никогда и не настанет. Бывает и более печальная картина - фильм на самом деле хороший, но первые 30 минут - тоска зеленая, пушистая, с плесенью. Тут уже - либо терпеть час и тогда решать наверняка, либо все тот же способ отправить товарища к недосмотренным собратьям.

Вообще, мне встречались фильмы, которые перешагнув этот 30-минутный рубеж, затягивали настолько, что ни одно событие мира не могло меня уже от них отвлечь. Более того - я могла пойти на самоизоляцию - отключить звуки у телефонов (мобильного и городского), занять игрушкой кота и даже начать смотреть этот фильм-уникум заново, дабы полностью, в кромешной тьме, погрузиться в его атмосферу, а потом, через полтора-два часа ощутить себя прожившей чужую жизнь и порадоваться растянувшемуся времени. А ведь фильмы, особенно шикарные фильмы, ой как умеют психологически удлинять время.


Часть 2.
1 час - тут обычно, при условии, что этот час был очень интересным, у фильма наступает кульминация. Этот момент еще более проблемный, чем первый, с половиной часа. Ибо кульминация часто разочаровывает. В ужастиках всю прелесть недосказанности может испортить открывшаяся внешность злодея, в мелодраме может разочаровать истинная правда мытарств героев, в детективе или боевике мы можем не поверить в осуществимость аферы... И так далее, до бесконечности. Кульминация - тот момент, когда фильм стоит к нам не в пол-оборота, а развернут лицом, как для фото на паспорт. Тут виден каждый прыщик и ссадина. И если кульминация окажется зрителю не по душе, если задумка сценариста не совпадет с вашими, накопившимися за жизнь и за день, суждениями, то поникнет остаток фильма, как позапрошлогодний цветок. Конечно, потрачен уже час времени, бывает даже час и минут 10-15. И бросать начатое уже не прилично даже перед собственной совестью. Да и начало же было каким! А какая середина. Досмотреть надо обязательно. А вдруг, снова станет интересно... В общем, тут выходит на сцену финал, от которого зависит - а впрочем, ничего от него, кроме нашего удовольствия, не зависит. Но ведь именно количество удовольствий влияет на качество жизни. Поэтому, финал все-таки важен.


Часть 3.
1 час 20 минут и более. Кульминация кульминации, финал, инсайт и катарсис, слившиеся в предоргазменном объятии. Финалы бывают смазанными, затянутыми, непонятными большинству (тогда кинолюб-белая ворона будет всю жизнь отстаивать свой вариант), непонятными меньшинству (тогда кинолюбы будут спорить), плохими и грустными, хорошими, но предсказуемыми, противно намекающими на продолжение, откровенно незавершенными... Но главное - финалы бывают идеальными, мастерски расставляющими все точки над i и с прицельностью снайперской винтовки, выстреливающие истинной изюминкой фильма прямо в глаз зрителя, а то и двумя изюминками в оба глаза, дабы отправить восторженного киномана в полный нокаут, желательно под одеяло, обдумывать до утра перевернувшую его жизнь картину.

ПостСкрипТум
...конечно, весь мировой кинематограф нельзя разделить на три группы, и данная статья - лишь мой личный опыт. Который совпадал с ощущениями от кино на 99%. Но есть ленты на любителя, есть откровенное "простенькое" кино для ТВ, есть зрелищные фильмы для кинотеатров. Но, как истинный любитель котов на коленях и фильма перед сном, я все равно клацаю по клавиатуре, чтобы вякнуть в интернет пространство свое веское "мдя" и заставить кого-то сопереживать, импонировать или просто хотя бы думать...

Вот, собственно и все, что я хотела сказать. Зачем? Да просто так, в свое удовольствие проанализировать хорошее и не очень кино. А в качестве бонуса привести примеры некоторых фильмов, ярко демонстрирующих эти три части, из которых состоит каждое творение киностудии.

Далее - авторский обзор нескольких фильмов, которые ходили ко мне на экзамен.

Затмение (2015) - продержался 30 минут


Итан Хоук так старательно топал туда-сюда по локациям фильма все отведенные ему 30 минут, что фильм отправился прямиком в "Недосмотренные". За 30 минут фильма я увидела море диалогов, ахи-вздохи героини Эммы Уотсон, шаблонные угрозы и наезды, подозрительные взгляды, опять монотонные скучные диалоги, поездки по пьяным матерям, мрачные пейзажи дорог... но ни грамма триллера, ни грамма вздрогнувшего нерва, ни саспенса, ни интриги... Более того, за кучей перечисленных имен и фамилий, я начала терять нить - ху из ху, и как разобраться, о ком кто говорит... В общем, хороший этот фильм или нет - покажет время, а пока первый экзамен в 30 минут он не выдержал.

Поворот не туда 6 (2014) - продержался 30 минут


Здесь полюбившаяся всем франшиза через минут 30 стала просто шизой. Вдруг возникли разговоры, рассуждения, чуть ли не семейные баталии и взывания к совести. Зачем-то тупое рубилово в лесу и окрестностях, которое пять фильмов подряд всех устраивало, сменили на среднесортный триллер с редкими вялыми убийствами. Фильм был выключен и ждет своей судьбы до сих пор.


Пассажиры (2008) - продержался 30 минут, но досмотреть все-таки хочу


Ничего плохого не скажу про первые 30 минут этого фильма, я посмотрела даже 40 - но тут меня отвлекли! Как раз тот тонкий момент, описанный выше. Степень заинтересованности в дальнейших кадрах и перипетиях судеб оказалась не настолько сильной, чтобы досматривать в тот же день.

Астрал (2010) - продержался час, но был досмотрен


К Астралу у меня претензии конкретные - мне не понравилось путешествие по сознанию сына главного героя, в этот момент мне было скучно, смешно и не интересно, и этот кусок фильма, являющийся по сути его кульминацией, будь я режиссером, я бы просто переделала. В остальном фильм вполне достойный - нормально попугивает в начале, а в конце дает зрителю вполне приемлемый финал, которых хоть и не шпуляется в нас изюмом, но и не заставляет плеваться косточками неспелых слив.

Терминал (2004) - с удовольствием смотрела несколько раз, хотя - жу-жу-жу - финалом я до сих пор не довольна...


Это один из моих любимых фильмов, но мне очень хочется другой финал. Буду краткой. Я считаю Терминал шедевром, но я хотела любви, а не возвращения героя на родину. Хнык...

Зеркала (2008) - один из любимейших фильмов, смотрела раз 5


30 минут, 1 час, финал, любой промежуток времени - я после первого просмотра была в киноэкстазе... И еще этот чудесный саундтрек - могут же, могут! И мое любимое - когда в самом последнем кадре вся соль-сахар-все специи мира. И ты в шоке, прижавшись к спинке дивана-кресла-кого угодно. Истинное киношное удовлетворение, которое можно смаковать. Хотя... Внешность Анны Эссекер в образе монстра я бы предпочла видеть чуть менее брутально-устрашающей. Ей не хватило налета зеркального плена, пусть бы это было некое зеркально-жуткое творение, с искаженным лицом, а не просто окрысившаяся чучундра. Но на чаше весов оценки это лишь 5% минусов. Поэтому Зеркала отправляются прямиком в команду идеального кино.


Интуиция (2001) - досмотрено до конца в восторге и пересмотрено несколько раз


Тот редкий фильм, который не смотря на предсказуемость финала - вроде бы в комедии должны герои остаться вместе, держит зрителя в напряжении, сладковато-рождественском и волшебно-щекочущем напряжении, до самого последнего кадра. Больше бы таких лент...

Сайлент Хилл (2006) - на данный момент (я еще не посмотрела Куклу с Лорен Коэн) это мой любимый фильм - и этим все сказано


Понятно, что законы и экзамены, мною же придуманные, здесь пройдены с лихвой. Но что там говорить об экзаменах, когда на сегодняшний день, когда подходит третье десятилетие 21 века, это - единственный фильм с действительно НЕ смешными, а страшными монстрами, где действительно НЕ смешно в кульминационных страшных сценах, где люди перестают жевать поп-корн (а я была свидетелем на премьере в кинотеатре) и замирают со скукоженной кукурузиной у рта, глядя на экран. Это быль. Такая реакция была. Пусть не у всех, но мы же не гоняемся за мейнстримом. Сайлент Хилл - вкусный фильм от первой до последней секунды, который поднимает все слои души и вытряхивает человека. Он - пылесос смены гадости внутри на очищение от страха, а потом успокоение от удовольствия. И от того, что эта реалистичная история хоть и понравилась до дрожи в коленках, но все-таки произошла на экране, а в твоей собственной жизни.

И совсем напоследок: почему-то мне кажется, что когда я посмотрю Куклу (2016), она затмит все предыдущие ахи-оховые фильмы... Проверим совсем скоро.


Мелисса Шварц
Данный материал написан специально для этого блога

Комментариев нет:

Отправить комментарий