понедельник, 17 марта 2014 г.

DIARY OF DREAMS - Elegies In Darkness (2014)


Хотела начать обзор нового творения Адриана Хейтса словами «вышел новый альбом…», но нет же, он не вышел, он выстрелил! 14 марта сего года пространство тишины разорвал звук выстрела – прямо из темных глубин загадочной и до сих пор непознанной души неординарного творца.

Возможно, если бы Elegies In Darkness увидел свет сразу после таких успешных дисков, как Nigredo, Nekrolog 43 или If, его очарование подействовало бы не так сильно. Но обстоятельства (или вдохновение герра Хейтса) распорядились по-другому. Последние пять лет были окрашены мелодиями не столь изысканными, на полноформатнике Ego-X ютилась пара-тройка ритмичных среднетемповых хитов, а выходившие до и после сборники и акустические версии песен заставили понять, что это не повторяющийся черно-белый сон с оттенком фильмов Дэвида Линча, это – музыкальная реальность DIARY OF DREAMS. А уж после анонсирования нового проекта Адриана .com/Kill и несущегося вдогонку одноименного дебютника, я и думать перестала о чем-то новом, вкусном, пронизывающем… И тут он подкрался и выстрелил.

Elegies In Darkness. Наполненный до краев густыми синтезированными гитарами, сочными многослойными клавишными и Адриан-знает-еще-какими аранжировками, захлебывающийся в собственной многогранности, удивительный, свежий, темный и глубокий. Вот такой этот альбом. А еще, конечно же, преисполненный печали.



Элегии во тьме. В этом словосочетании – привычный для Адриана Хейтса символизм, которым он любит пропитывать каждую композицию в отдельности и весь диск в целом. Концептуальное оформление обложки находит отражение в первой песне «Malum», «Зло» в переводе с латыни. Причем зло не простое, а именно то, которое стало начинкой яблока раздора в библейских хрониках. И вторя этому злу, на нас с обложки смотрит черноокая дева, сквозь которую растет сухое, мертвое, но, как ни парадоксально, стремящееся к жизни дерево. Но, взращивая его, она сама его же и убивает. Ведь она и есть – это дерево, некогда подарившее миру зло в красивой яблочной обертке. И другие деревья вдали – это все мы, а вся наша жизнь – это грустная Элегия, в центре которой – разочаровавшаяся душа, которая даже под лучами солнца способна видеть только тьму… Подробнее об этом, перемежаясь с личными сердечными страстями протагониста Хейтса, расскажут нам все 12 композиций, 12 Элегий о сожалении, потерянном времени, эфемерной любви и внутренних страхах. А для кого-то – и 15, ведь предусмотрен выпуск лимитированного шести-панельного дигипака с другим вариантом обложки, буклетом в 32 страницы и тремя ранее не издававшимися треками.

Музыкально альбом, словно настоящую симфонию, можно разделить на три перемежающиеся части: тревожно-агрессивную, динамичную и меланхоличную. Также и стилистически, здесь не только synth-goth, но и dark electro, и dark-wave, и отголоски еще множества направлений, в некоторых треках можно отыскать элементы ambient и industrial. Интересно и то, что на фоне других коллективов, придерживающихся похожего направления, DIARY OF DREAMS, особенно на новом диске, выглядят куда более «натурально» и наименее электронно. И касается это, как музыки, так и вокала. Правильнее было бы уже, наконец, присвоить музыке Адриана Хейтса свой индивидуальный стиль, dark dream music. Именно эти слова точнее всего описывают то, что таит в себе новый диск.

В Elegies In Darkness каждая композиция построена на контрастах звучания куплетов, припевов и великолепных инструментальных проигрышей. Отрешенный тягучий нижний слой мелодий вдруг накрывает шквал гитар и апокалиптичных ударных, ломая ритм, переводя его в иное русло, взрывая восприятие. Будучи разными и не похожими, песни идут сторого в той последовательности, которая играет в их пользу, создавая эффект целостности и единого большого произведения. Альбом выглядит зрелым и состоятельным, чувствуется взвешенность и осознанность абсолютно каждой ноты, каждого звука и слова. Фактически, такой диск – это шаг вперед в творчестве, новая ступень мастерства и новые грани таланта.

Открывающая мир Элегий хладнокровная «Malum» с первых аккордов дает понять, что компромиссам здесь места нет. Это уже не волнующая воображение «Dead Letter» с Nigredo и не эпатажная «The Wedding» с If, хотя – ведь не зря сравниваю – общие черты у этих композиций на лицо. «Malum» – первая действительно яростная песня в арсенале коллектива, с интересным, необычным для DIARY OF DREAMS, дисторшированно-речитативным припевом, с ликом самого зла. Эпически завершаясь, она перебрасывает нас в объятия «The Luxury Of Insanity» – бомбы, которая взрывается с каждой фразой Адриана и пульсирует глубоким упругим ритмом. И это еще один сюрприз Элегий: раньше подобных «боевиков» герр Хейтс не сочинял. Раскручивающийся накал, добавляющиеся и наслаивающиеся друг на друга музыкальные эффекты и аранжировки, вокал, холодный в куплетах и ну очень горячий в величественных, утяжеленных ритм-гитарой, припевах, экспрессия и взрывоопасность – все делает «The Luxury Of Insanity» безусловным лидером и хитом альбома.

«Stummkult» («Безмолвный культ») напоминает разозлившуюся и разгоряченную компиляцию старых хитов Nigredo, еще раз демонстрируя, как к лицу музыке Адриана более мрачное, тяжелое звучание.

В «Dogs Of War» очаровывают концентрические круги гитарных пассажей и удивительно приятная, запоминающаяся, заводная мелодия.

Романтическая «A Day In December» обнажает душевные переживания творца, не позволяя забывать о том, что в песнях, помимо концепций и мифологий, львиная доля лирики и эмоций уделяется именно любви. Разумеется, несчастной.

«A Dark Embrace» и «The Game» – образцы классического стиля Diary Of Dreams, в них в есть все то, за что и полюбилась нам музыка Адриана. Хотя без новых оттенков и тут не обошлось. В атмосфере композиций появилось больше надломленности, безысходности и недосказанности.

«Dream Of A Ghost» удивляет своей безобидностью на фоне остальных Элегий. Легкая и воздушная, почти synth-pop баллада, подходящая и для релакса дома, и для танцпола. Но долго расслабляться Элегии не позволят.

«Daemon». Название говорит само за себя. Да, да, продолжение темы, начатой «Malum». Психоакустическое воздействие этой песни граничит с состоянием транса. Начинаясь, словно саундтрек к фильму ужасов, она увлекает в мир жуткого ритуального танца. Удивительные по сложности, леденящие душу электронные аранжировки, почти магический ритм, активные агрессивные гитары, жесткость немецкого языка и хладнокровность вокала – это ли не то, за что можно до безумия полюбить эту Элегию?

«House Of Odds» и «The Battle» очень близки к «Daemon» по духу, но музыкально затрагивают иные грани электронно-гитарного звучания DIARY OF DREAMS. Следуя друг за другом, эти три композиции олицетворяют  трилогию, предшествующую самой неторопливой и грустной Элегии альбома «Die Gassen Der Stadt» («Переулки города»).

«Mythology Of Violence» с ее среднетемповым тревожным ритмом, уже ставшим визитной карточкой песен Адриана Хейтса, открывает лимитированную часть диска. Далее – еще один пример классического звучания DIARY OF DREAMS – «An Empty House».

И после всего выслушанного нас встречает финальная «Remedy Mine». Как же она изысканна и красива! И как же напрашивается сравнение с легендарной «She And Her Darkness». Только в «Remedy Mine» все еще темнее: голос Адриана стал глубже, слова отчаяннее, тональность ниже, ударные острее, гитары громче, партии клавишных эпичнее. А в правильной атмосфере – в доме, вечером, в уединении, при свечах – создается впечатление, что это не только завершающая альбом композиция, но гимн отчаяния лирического героя, написавшего все Элегии.

Так какое же оно, новое произведение DIARY OF DREAMS, которое в равной степени наполнено узнаваемыми музыкальными ходами и совершенно неожиданными мелодическими поворотами? Определенно, Elegies In Darkness – самый тяжелый, самый мрачный, самый гитарный и самый музыкально богатый альбом DIARY OF DREAMS. И, как эпилог всему вышесказанному, – один из самых лучших.


Оценка: 10/10

Melissa Schwarz


Примечание автора:
Рецензия опубликована на белорусском музыкальном интернет-портале Dark Belarus.





Комментариев нет:

Отправить комментарий