понедельник, 11 апреля 2016 г.

Аналитический обзор и личные впечатления (читай - рецензия) на фильм "Кукла" - "The Boy" (2016)


Пролог

О съемках этого фильма я узнала еще очень давно, из инстаграма Лорен Коэн - одной из моих любимых актрис. Я просматривала кадры, касающиеся этой киноленты - и уже тогда зарождался некий звериный, просто не характерный для меня, аппетит. Обычно, я вполне терпеливо жду выхода, а потом смотрю фильм. Тут же меня мариновали три месяца - в январе анонсы, потом выход, потом пиратки на торрентах, в жутком качестве, и наконец - в апреле появился хоть и не в оригинальном дубляже, с голосами актеров, но хотя бы нормального качества и с русским дубляжом фильм.


Я неспроста начала рецензию с пролога - дело в том, что я так долго и жадно ждала именно этот фильм, что в какой-то момент сама придумала его продолжение и концовку, основываясь на трейлере. Какого же было мое удивление, когда все, придуманное мной, полностью совпало с истинным содержанием Куклы. Только этим я вовсе не хочу сказать, что фильм - предсказуемый, нет. Он - наоборот - неожиданный. Просто его неожиданности для меня стали происходить задолго до начала просмотра...


Суть

Итак, передо мной был фильм и моя угаданная концовка. Смотреть было чуть менее захватывающе, но зато я отмечала те детали, которые ушли бы от меня при первом просмотре, не предскажи я концовку заранее сама. /Еще хочу сделать небольшое замечание в адрес трейлера - ему бы в конкурсе на лучшие трейлеры участвовать. В рекламном ролике показаны ну в принципе ВСЕ самые интригующие моменты. То есть их концовки. И получается, когда таинственный эпизод только начинает происходить на экране, я уже в голове прокручиваю его окончание из трейлера. Кстати, музыка из трейлера тоже НЕ звучала в Кукле. Хотя музыка к фильму хорошая, но в трейлере она была другая... Странно./ Ну так вот, вернемся к нашим баранам, точнее куклам...


Молодая и красивая Грета Эванс, явно с не простым прошлым, едет в такси к особняку, в котором собирается работать няней, конечно же, не зная, что нянчить придется куклу ростом с реального ребенка. Фильм начинается именно с этого - с корабля - на бал. Что мне сразу понравилось - первый раз Грета переступила порог дома - и он оказался пустой - пожилая чета отлучилась. И девушка пускается в обход-экскурсию... Конечно же, вся соль и есть в том, чтобы с первой минуты и до последнего кадра держать смотрящих в напряжении. Люблю, когда интерес не ждешь, а в него забрасываешься с порога. И уже не важно, что рядом с необычными приемами нагнетания атмосферы соседствуют классические, зазубренные. Важно, что на экране все время происходит что-то такое, что нет времени оторвать взгляд, нет времени даже поставить фильм на паузу и сходить за кофе.



Парадоксально, но при только что упомянутом напряжении, фильм весьма тягуч, в нем масса многозначительных взглядов, глубоких длинных по времени кадров, словно нам дают время обжиться, привыкнуть к обстановке и... к правилам, которым надо следовать, воспитывая мальчика-куклу Брамса. Правила не сложные, их около десяти, и в трейлере фильма основной акцент поставлен именно на них. Реальность чуть иная. Да, как только родители Брамса - в "отпуск" за порог, Грета перестанет их выполнять, но странности будут подползать к ней намного медленнее, чем может показаться из рекламы. Некоторым странностям она даже умудрится найти логическое объяснение. Тем более, зачем думать о Брамсе, когда в дом захаживает владелец магазина и разносчик продуктов Малкольм в одном лице, - и это лицо Грете явно нравится больше... Конечно, в определенный момент ей придется начать их выполнять снова, но подано все будет очень изящно и даже... вкусно.


Вообще, Кукла - очень роскошный фильм в плане визуальной составляющей. Снят он в реальном викторианском особняке, старинном и потрясающе красивом. Актеры - изумительны, обладают харизмой и шармом, на них приятно смотреть, они держат кадр, держат зрителя, фиксируют взгляд. И даже второстепенные персонажи - родители Брамса и те, кто появится ближе  к концу - тоже обладают недюжинной очаровательностью. Здесь нет уродов, страшилок и гадостей. Перед нами - полностью английского характера, немного чопорный и совсем не мейнстримовский из-за своей отстраненной от внешнего мира неспешности фильм. Он может, как развлечь, так и слегка напугать, и даже воодушевить. Кино продуманное, цельное, без алогичных ляпов и необъяснимых поступков. Кино на совесть.

В Кукле очень необычный сюжет, который встречается в такой интерпретации, пожалуй, впервые. Да, мы первый раз видим на экране, как кукла, которая особенно в начале должна вызывать страх, выдается за живого ребенка и которую надо учить, кормить, переодевать... Разные вариации на тему кукол в кинематографе были всегда, самые удачные последних лет "Проклятие Аннабель" и "Мертвая тишина" - и рядом не стояли по эстетике исполнения самой куклы. Что девочка Аннабель, что какой-то старый мальчик в "Мертвой тишине" - то были уродливые куклы, которые, хоть и выглядели круто, но сразу вызывали отвращение. Брамс же выглядит мило. Приятно. И лишь немного зловеще при определенных свето-тенях. А изменится ракурс - его даже жаль, он вызывает симпатию. Безусловно, такой подход к самой внешности куклы Брамса - новаторский и, на мой взгляд, еще и очень правильный.

Кроме придания кукле приятного внешнего облика, меня удивило еще и то, что акцент в фильме почти на 50% смещен в сторону именно Брамса. Медленно, но верно, фильм расскажет его печальную историю, даже побалует детскими снимками и чем-то тайным, о чем обычно говорят шепотом и при свечах... То есть получается, кино уже не о девушке, которая приехала нянчить мальчика-куклу. А о мальчике (в оригинале фильм называется Мальчик), которого нянчит девушка из Америки. И хотя Грета все равно доминирует по частоте появления в кадре, меня крайне порадовал такой поворот сценария и уход от клише, где кукла - это только пугалка и инструмент причинения мелких пакостей или убийств.

Конечно же, моя оценка фильму - 10 из 10 баллов. Но мне одной оценки мало, я хочу забраться к фильму внутрь.


Внимание! Дальше могут попадаться невольные полу-спойлеры и косвенные подсказки. Поэтому откровенный анализ фильма я прячу под кнопочку "Далее..."

Начинка

Первое и самое главное, что меня впечатлило - это глобальный отход от шаблона реакции героини Греты на факт того, то Кукла Брамс - живая. Она обрадовалась этому! Я была в шоке от того, насколько мастерски придумали этот ход в сценарии: вначале напугать Грету до полусмерти, затащить в ее душу всевозможные подозрения, а когда она во всех в них убедилась - позволить ей не испугаться, а радоваться тому, что каким-то чудесным, невообразимым образом Брамс - живой. Более того - она начинает с ним общаться, везде носить за собой - не из-за правила "Не оставлять одного", а потому что он - оставленный ей на попечение ребенок, и она него не бросит. Она не пытается разгадать, что за магия здесь работает - она счастлива от того, что он такой необычный и забавный и, цитирую, "он всегда что-то придумывает". Все эти моменты не могут не восхищать! Чего-чего, но таких доверительных отношений с куклами в фильмах из категории "ужасов" или "мистики", тем более, узнав что кукла живая, не было. И я счастлива от этого факта - значит, кинематограф еще не умер, значит, есть еще не отработанные приемы, значит есть надежда хоть изредка получать что-то новое и прекрасное.


И вот тут, когда между Гретой и Брамсом устанавливаются вполне себе семейные отношения, этот мистический триллер на несколько минут приобретает психологические аспекты - узнавая прошлое Греты Эванс, ее неосуществленную мечту стать матерью, я увидела в ее глазах блеск и радость от того, что какая-то ранее жутковатая кукла оказалась живым мальчиком.


Еще очень советую обращать снимания на тонкости диалогов, как в начале, так и в конце. Я со своим нестандартным случаем экстрасенсорного видения концовки, делала это с большей легкостью - я искала подтверждения и опровержения главной загадке фильма - живой кукле по имени Брамс.

Все-таки, как грамотно продуман ход фильма: все наоборот - вначале бокалы вина, игнорирование куклы, "намекающие" реплики, фразы, тени, кукла Брамс, боязнь ее взглядов, а потом - нежность и любовь, терпение и забота. Даже ущемляя свою симпатию к Малкольму, Грета остается с Брамсом и... я думаю, чувствует себя почти мамой.


Что до "хичкоковской", пугательно-неожиданной составляющей фильма, то тут все так романтично-красиво и неспешно, что скорее не страшно, а так - слегка загадочно-напряженно. Ни при каких обстоятельствах я бы не отнесла этот фильм к ужасам. В нем почти нет крови, и все лица - удивительно красивы.


Но в Кукле присутствует и саспенс. В очень большой, но очень затарможенной концентрации. Причем, в начале он реализуется в форме снов героини... Много времени уделено психологии самой семьи, даже медленная сцена последних минут жизни родителей Брамса ставит этот фильм в ряд триллеров с элементами психологической драмы.


Но вот так бы все и закончилось - каким-нибудь финалом. Однако же последние эдак пол-часа фильма вдруг задают нам такого жару, что в пору бы и к слэшерам "подмазаться", да резни маловато. Какие у меня возникли ассоциации - последователь Майкла Майерса. Параллель с "Хэллоуином" напрашивается сама собой - но лишь в конце Куклы. Но если Майкл был жестоким убийцей, то Брамс, цитирую, "странный". И он полюбил Грету. А Грета привязалась к Малкольму. А тут еще закручивается "любовный квадрат" - появляется бывший жених Греты. И вот, наслаждаясь неспешным течением весьма незаурядного фильма (я опускаю некоторые бу-штампы, ибо они не терпят конкуренции с реакцией Греты на одушевленность куклы Брамса), в конце мы получаем весьма сложный гарнир из Брамса-младшего, Брамса-старшего, Малкольма и сумасшедшего бывшего жениха.




И вся эта великолепная четверка жаждет Грету. Как девушка будет выпутываться из сетей поклонников - смотрите сами. Откуда взялся Брамс-старший - тоже не скажу, ибо уж совсем все карты раскрою.

Внимание!!! Сейчас пойдут спойлеры, раскрывающие секреты сюжета. Советую читать только тем, кто смотрел фильм, или же тем, для кого знание не влияет на интерес (любопытные вроде меня, хех)...

Анализ


Так что же произошло в доме, где жил мальчик Брамс, на самом деле?

Получается, он не сгорел, а всего лишь пострадал при пожаре, теперь скрываясь на чердаке и стесняясь шрама от ожога. Вот почему Грете надо было громко говорить и громко включать музыку. Вот, кто воровал туфли и устраивал прочие "ужастики". Или играл с прекрасной няней. Но так ли все просто?

Ведь и за живую куклу Брамса у меня есть аргументы. Когда он прячется в кухне - там нет времени Брамсу-взрослому сымитировать перемещение куклы. Камера неотрывно идет за Гретой, силуэт Брамса мутнеет... И за одну секунду он исчезает - это не по силам человеку, даже самому гибкому и бесшумному гимнасту: оказаться в кухне и перетащить Брамса в угол. И слеза, которая оказалась протекающим потолком, была немного в другом месте лица: первая текла прямо из глаза, вторая капнула рядом... И когда Грета обрисовала контур сидящего Брамса - в той комнате не было тайного люка, чтобы Брамса пересадить его великовозрастному тезке. Ну и к конце концов, у Брамса менялось положение головы. Я смотрела внимательно - нет, он не сползал, не заваливался... Именно, менялся немного угол поворота головы. Не мог же тот взрослый Брамс на цыпочках подбегать к кукле, чтобы повернуть ее в сторону на три сантиметра. Вот такие пироги. То, что я перечислила - вершина айсберга. Потому что все, происходящее в доме, с самого начала граничило между параноральными явлениями и реальностью. Да, живой парень-Брамс может подставить туфли, забрать платье, срезать у спящей Греты волосы... Он даже может спрятаться под кроватью, чтобы шевелить куклу-Брамса "не отходя от кассы". Живой человек, сидя на чердаке, может звонить по телефону и говорить детским голосом. Но почему звонок и Брамса-взрослого топтание под дверью Греты совпали? Если звонил и готовил бутерброд выживший взрослый Брамс, если он разговаривал с ней, называя прекрасной Гретой, то КТО В ЭТО ВРЕМЯ ТОПТАЛСЯ ПОД ДВЕРЬЮ ГРЕТЫ? И тут хоть лопни - доводов за обе версии море.

А потом, как стала дрожать посуда, когда бедного Брамса... даже не хочу говорить, что с ним сотворил этот негодяй домагатель. Как стала дрожать вся мебель. На лицо уже явный полтергейст.


И вот этим мне Кукла нравится еще больше - я посмотрела фильм - и есть о чем подумать, можно до бесконечности спорить: был ли кукольный Брамс - живой, или это лишь хитроумные фокусы. И в чем была странность Брамса взрослого, чем от "насолил" родителям? Требовал себе "невесту" - пока не полюбил Грету? Они больше не могли разрываться между двумя сыновьями, которые в обоих случаях представлялись аномальными явлениями общества? Или может, кто-то из Брамсов (видится мне, старший) убивал бывших нянечек? Почему старики так поступили с собой - можно было уехать, а не...? Кукла ставит больше загадок, чем дает ответов. Интересно, что думают сами сценарист и режиссер, как они в душе видят эту киноленту - все-таки с мистикой или же - с хорошо подстроенным обманом? Очень хочется верить, что и они выбрали бы первый вариант, ведь он хотя бы просто романтичнее и шире для полета фантазии...


Кому-то фильм покажется проходным неплохим триллером. Я в нем увидела нечто более глубокое и концептуальное, как бы пафосно это ни звучало. Я в него влюбилась. Я хочу продолжения.


Послевкусие



Если все кто, посмотрит Куклу, разделятся на два лагеря, я буду в том, где ЗА то, что кукла-Брамс все-таки тоже живая. Потому что осознавать, что целый час все трюки выполнял тридцатилетний "фокусник" в маске, бесшумно скользя по дому - обидно. И мне самой такой вариант не импонирует. Я за наделение живой душой и куклу, и выросшего Брамса. Я за их противостояние. Как в "Сайлент Хилле" - живых было две девочки Алесса хорошая, маленькая, и Алесса - плохая, обгоревшая, большая, выросшая вместе со злобой на всех. кто позволил с ней такое сотворить. Может, тут тоже не все так просто. Может, Брамс-кукла - живой мальчик, который каким-то магическим образом вобрал в себя милые детские странности ребенка, оставив выжившего в пожаре Брамса-человека расти одержимым затворником на чердаке? Открыв тайну выжившего Брамса-мужчины, не было показано ни одного флешбека, где видно, как якобы кукла, а на самом деле человек делает очередной "сюрприз" для Греты. Ничего, абсолютно ничего из мотивов и действий не получило разжевывания. Никто из героев не нашел прямых ответов, почему, зачем и как. Каждый выбирает сам свою реальность: режиссер и вся команда фильма ни в одном кадре не дали прямой ответ на самый популярный в мире вопрос: а был ли мальчик?

Рецензию написала я, Мелисса Шварц.
Фотографии взяты из Кинопоиска и сети интернет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий